ERNUR.KZ.Усилия по диверсификации экономики начинают приносить плоды: обрабатывающий сектор впервые вышел на лидирующие позиции, а новые индустриальные кластеры формируют взаимосвязанную и целостную экономическую систему, способную выдержать международную конкуренцию. Такое мнение выразил в интервью доктор экономических наук, профессор, ректор университета «Туран» и президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов.
– Поставил в качестве первоочередной задачи Касым-Жомарт Токаев определил диверсификацию экономики с акцентом на развитие ненефтяного сектора. Рахман Алшанович, как вы оцениваете результаты работы в этом направлении?
– Общество и государство давно поняли, что необходимо не отказываться от сырьевого сектора, а менять структуру экономики. Ведь благосостояние населения зависит от объема поступающих доходов. Вся проблема в масштабах международной конкуренции: политики на словах поддерживают наши намерения по совершенствованию структуры национальной экономики, но на деле иностранный капитал делает лишь то, что отвечает его интересам. За более чем 30 лет в стране не появилось заметных высокотехнологичных производств, кроме современных насосных установок на месторождениях и мощных самосвалов на рудниках. Но и на этом спасибо – пришли инвестиции, этот сектор остаётся основным налогоплательщиком. С точки зрения краткосрочных задач эта стратегия «выстрелила». Усилия по диверсификации начинают приносить плоды: впервые удалось переломить динамику экономического развития страны, и обрабатывающий сектор выходит на первое место. Пока отрыв небольшой, но факт остаётся фактом.
Анализ показывает, что появились локомотивы этих прогрессивных сдвигов: это машиностроение (в основном за счет автосборки), химическая отрасль, включая нефтехимию, а также пищевая промышленность. Наряду с лидерами неплохие результаты демонстрирует «второй эшелон»: строительство, транспорт, аграрный сектор. Сфера услуг наряду с торговлей, рынком недвижимости, показывает значимые результаты в ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), где особенно вырос экспорт.
– Какие примеры успешной диверсификации за последнее время вы можете привести?
– В стране появились новые индустриальные центры (НИЦ): Экибастуз как центр железнодорожного машиностроения, город Сарань, город Костанай, а также Алматы, Петропавловск, Атырау и Кентау. Эти центры можно назвать успешными примерами.
Недавно делегация Национальной инженерной академии посетила Костанайскую область. На встрече с акимом области Кумаром Иргибаевичем Аксакаловым, при посещении новых предприятий, как построенных, так и строящихся, мы увидели масштабные проекты. Примечательно, что они реально привносят в страну новые промышленные технологии, включая активное применение роботов. Эти предприятия становятся не только драйверами роста, создают новые рабочие места и увеличивают поступления в бюджет, но и формируют локализованный индустриальный кластер.
Речь о Костанайском заводе автокомпонентов (сборка сидений, жгуты), заводе по производству автокрасок в индустриальной зоне Алматы, а также Талдыкорганском аккумуляторном заводе, Павлодарском алюминиевом заводе по выпуску алюминиевых дисков, Саранском шинном заводе. Недавно появились сообщения о вводе штамповочного производства. Уникальность этого предприятия в том, что они наладили выпуск кузовных изделий из темиртауского листового железа.
Происходит нечто необычное: наша экономика, сформированная как часть экономики СССР, начинает функционировать как взаимосвязанная и целостная система. Это укрепляет её устойчивость и конкурентоспособность. Почему это произошло? Слова и лозунги сократились до уровня производства – открыли дорогу новым технологиям. У руля регионов и отраслей появились настоящие патриоты, такие как, например, Кумар Аксакалов и другие. И это происходит, несомненно, благодаря целенаправленной, последовательно выстроенной социально-экономической политике президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Трудностей немало, как накопленных, так и настоящих. Но если не шарахаться, а вместо этого оперативно реагировать на риски и чрезвычайные ситуации, неустанно взращивать и правильно расставлять кадры на местах, то многое достижимо.
– По поручению президента Касым-Жомарта Токаева в Казахстане начато активное развитие нефтегазохимии. Можно ли сказать, что страна планомерно переходит от сырьевого экспорта к глубокой переработке?
– У нас есть все основания стать значимой химической державой: есть сырьевая база, ряд крупных предприятий, вузы, готовящие химические кадры, авторитетные научные институты химического профиля. Появились новые малые и средние предприятия по выпуску лекарств и резинотехнических изделий, действуют заводы по выпуску удобрений, автохимия набирает обороты. В Атырау налажен выпуск полипропилена и бутадиена, в Актау – выпуск гудрона. Безусловно, эти и другие проекты дают основания для наращивания выпуска продукции химии и нефтехимии; большой резерв – в углехимии. Позиции известны и отмечены в обращениях президента.
Иногда мы ищем новые направления, в то время как в действующих сферах имеются значительные резервы, к которым смело можно отнести химию и нефтехимию. Большие ожидания связаны с возрождением Шымкентского химико-технологического института, потенциал которого растворился в многопрофильном ЮКГУ им. Ауэзова, и решительной поддержкой химических научных институтов, возвращенных в лоно государства. Необходимо внимательно разобраться с малыми НПЗ, потенциал которых нуждается в более полном использовании. В целом потенциал отечественной химии можно значительно нарастить и увеличить её вклад в национальную экономику.
– Несмотря на глобальные вызовы, в 2024 году рост экономики Казахстана составил 5,1%, отмечал президент Касым-Жомарт Токаев в одном из своих выступлений. Стоит цель достичь 6% роста ВВП к 2025 году. По вашему мнению, на что опирается такая амбициозная задача и от чего в первую очередь зависит достижение этой цели?
– Показатели роста, конечно, имеют значение, но вопрос в том, за счёт чего они достигаются. Народ скептически относится к этим абстрактным цифрам на фоне устойчивого мнения об искусственности ряда манипуляций со статистикой – о некоторых из них говорил и президент. Можно сказать, что есть некоторое безразличие: общество больше волнует высокая инфляция, чем темпы роста экономики.
Из-за допущенных диспропорций в бюджетной политике и непрозрачности отдельных блоков в долговой политике появились перекосы, которые нужно устранять. К сожалению, ряд холдингов, входящих в «Самрук Казына», не оправдывает своего первоначального предназначения. Нужно раз и навсегда расставить все точки. Если в течение длительного времени нет должной отдачи, их либо надо приватизировать, либо пересмотреть так называемый менеджмент.
Есть регионы, демонстрирующие успешные показатели, такие как Костанайская, Акмолинская и Павлодарская области, где реализуются программы индустриального развития –примеры, требующие масштабирования. Правительство должно последовательно и целенаправленно поддерживать ключевые проекты всеми имеющимися ресурсами.
Например, в городе Рудном ССГПО практически с дня своего основания поставляет железную руду, концентрат и окатыши в Россию (Магнитогорский комбинат), а в последние годы – и в Китай. Одновременно появился отечественный предприниматель, готовый вложиться в освоение новых переделов для выпуска стали и изделий из неё. Сегодня продукцию из нашей руды к нам же завозят, но уже в переработанном виде, оставляя у себя немалую добавленную стоимость.
Так же случалось и с гудроном: при масштабном строительстве автодорог мы умудрялись импортировать его из России, при наличии собственного сырья. Вроде все понимают, а делают сложно, затруднительно, неумело или просто «тупо». Таких примеров немало.
Так, несколько лет строили туннель между Шымкентом и Таразом, многократно затягивая стройку. Или ввод участка автодороги от границы Кызылординской области до Жезказгана. Все знают, что Каспий мелеет, главный порт Актау нуждается в срочном дноуглублении, есть подрядчик, однако проверяющие органы устроили тотальную ревизию иностранной компании, вплоть до проверки дноуглубления у порта Курык. Конечно, если поступают сигналы, нужно их проверять, но существуют разумные пределы.
Президент говорит о необходимости привлечения иностранных инвесторов, а вместо этого их «кошмарят» по полной программе. Таким образом, проблема – в совершенствовании управления и серьезном повышении его эффективности, иногда применяя «хирургические» методы и не доверяя эту работу «костоломам».